Архив
Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга
Фонд 6. Фонд самиздата

Самиздат — комплекс неофициальной и неподцензурной литературы, распространявшейся в СССР нелегально. Одним из первых документов самиздата, посвященных еврейскому вопросу, было письмо Бориса Полевого руководству компартии, озаглавленное в самиздате «К проблеме антисемитизма в СССР» (1957). В дальнейшем во многих нееврейских самиздатских публикациях освещались вопросы, связанные с историей русского еврейства, в том числе с историей Холокоста, созданием государства Израиль, осуждением государственный политики антисемитизма в СССР и др. Предысторию еврейского самиздата, то есть неофициальных, неподцензурных изданий, адресованных преимущественно еврейскому читателю, составляли переписывавшиеся от руки еврейские календари, которые с большой осторожностью распространялись только в кругах религиозных евреев, главным образом старшего поколения. В 1946–1952 годах широкое распространение среди еврейской молодежи получили рукописные копии отрывков из поэмы Маргариты Алигер «Твоя победа» с приложением стихотворения «Ответ Алигер», приписывавшегося Илье Эренбургу. Во время «хрущевской оттепели» в связи с деятельностью немногочисленных сионистских кружков начали издаваться и распространяться тематические сводки по передачам израильского радио, обработкам материалов зарубежной еврейской печати о государстве Израиль (1960) и «Обзор жизни еврейских общин» (1960–1970‑е). Первый независимый еврейский самиздатский журнал в СССР «Итон» вышел в феврале 1970 года в Риге. В Москве с весны 1970-го до начала 1971 года издавался журнал «Исход», включавший документы движения за репатриацию: обращения, протесты, материалы судебных процессов. Вплоть до начала 1980‑х годов Москва являлась основным центром еврейского самиздата. Здесь выходили в свет машинописные журналы «Вестник исхода» (1971–1972), «Белая книга исхода» (1972–1973), «Евреи в СССР» (1972–1979), «Тарбут – Культура» (1975–1979), «Евреи в современном мире» (1978–1981), «Наш иврит» (1978–1980), «Выезд в Израиль: право и практика» (1979–1980), «Наше наследие» (1981). В конце 1970‑х – 1980‑е годы в Риге были выпущены: сборник «Еврейская мысль», посвященный религии, культуре и философии; литературно-публицистический журнал «Хаим»; периодический сборник актуальных документов о правовом положении латвийских евреев «Дин у-мециут» («Закон и действительность») и др. Значительным явлением еврейского самиздата стал «Ленинградский еврейский альманах» («ЛЕА»; 1982–1989), в котором публиковались литературные произведения, статьи по религии, истории, литературоведению. В конце 1980‑х гг. тотальный контроль над средствами информации в СССР значительно ослабел, что привело к кратковременному расцвету еврейского самиздата, происходившему параллельно со становлением легальной еврейской прессы. В этот период в Москве издавались, преимущественно фотоспособом, «Информационный бюллетень по проблемам репатриации и еврейской культуры» (1987–1990), «Проблемы отказа в выезде из страны» (1988), «Еврейский ежегодник» (1986–1988), «Еврейский исторический альманах» (1987–1989), «Вестник Общества дружбы и культурных связей с Израилем» (1988–1989), общественно-политический и литературно‑художественный журнал «Шалом» (1988–1990); в Ленинграде — бюллетень «Еврей и перестройка», детский журнал «Цаацуа» («Игрушка», 1989) и др.

Коллекция самиздата в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга начала формироваться с середины 1990‑х годов. Материалы поступали и продолжают поступать от тех, кто в 1970–1990‑е годы собирал, тиражировал и распространял самиздатские материалы, в том числе от М. Д. Голубовского, Р. Г. Запесоцкой и др.

Язык документов: русский, английский, иврит, идиш, французский.